Доступ к информации как условие

on

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ .НА ПРИМЕРЕ ФИНЛЯНДИИ. , заместитель директора Института государства и права Тюменского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор , старший преподаватель филиала Тюменского государственного университета в г. Новый Уренгой Интеграция России в мировое образовательное и информационное пространство сопряжена с поиском новых путей повышения эффективности владения информацией. Одним из таких путей является феномен доступа к информации, получаемой в процессе формирования профессиональной компетенции выпускника. На Всемирных саммитах по информационному обществу, проходивших в Женеве (2003 г.) и Тунисе (2005 г.), также было признано, что в образовательных и культурных целях доступ к информации и накопленному знанию должен быть как можно более широким. Предоставляемая информация должна быть высококачественной, многообразной и надежной . Эта мысль находит отражение и в материалах ЮНЕСКО, в которых отмечается, что «ни одно общество не может претендовать на то, что оно является подлинным обществом знаний, если хотя бы одна часть населения лишена доступа к знаниям и информации» . Очевидно, что вопросы доступа к знанию и информации играют особую роль для юристов, поскольку для осмысления и решения комплексных проблем, с которыми они сталкиваются, требуется все больше знаний и информации. Без сомнения, специалист, суть будущей работы которого напрямую связана с законом, должен обладать прочными навыками и умениями поиска и анализа информации, в том числе и государственной. Примечательно, что бурное развитие сегодня получают не те страны, которые создают новое знание, а те, которые используют его. В частности, Финляндия является одной из стремительно развивающихся стран, чей научный вклад в прогресс цивилизации сравнительно невелик, но которая получает мощное развитие за счет использования имеющихся знаний . Эффективное использование информации в высшем юридическом образоПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2006, № 4 Право и образование 102 вании Финляндии определило наш выбор именно этой страны в качестве наглядного примера для написания данной статьи. Соответственно, целью настоящей статьи является обобщение и анализ путей повышения эффективности высшего юридического образования за счет предоставляемой информации и прогнозирование возможного трансферта точек роста эффективности высшего юридического образования в России на базе доступа к информации. В работе будут рассмотрены способы предоставления информации органами власти Финляндии, а также факторы, влияющие на доступ к государственной информации. Министерство образования Финляндии признает, что высшее образование и наука — важнейшие факторы развития страны как информационного общества . Без доступа к знанию невозможно построение демократии, так как степень свободы и равенства человека в доступе к знанию определяет эффективность его работы и участия в управлении обществом . Поэтому не случайно министерством образования Финляндии была принята Программа информационного общества по образованию и науке на 2004-2006 гг. Целями этой Программы являются : развитие у всех граждан навыков и умений поиска и использования информации; предоставление возможности образовательным учреждениям использовать информацию и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); внедрение в образование и науку процедур, основанных на ИКТ; продвижение социальных инноваций с помощью ИКТ. Проведенный анализ позволяет отметить, что значимость доступа к информации, создаваемой органами власти, состоит в следующем: сокращается разрыв между информационно богатыми и информационно бедными странами, регионами, гражданами и, как следствие, приумножается социальный капитал каждой страны; хорошо осведомленное население приносит больше пользы обществу в целом; обеспечивается прозрачность государственного управления, что является одним из механизмов общественного контроля органов власти и предотвращения коррупции . Практика показывает, что отсутствие своевременного доступа к необходимой информации значительно снижает эффективность высшего образования. Зачастую работники сферы образования не находят необходимую информацию в силу технических, культурных и личностных причин. Недостаток или отсутствие информации приводит к так называемым «бедным» решениям, основанным на неточной или неполной информации, напрасным усилиям. Теряется продуктивность, так как студент или преподаватель, который не может найти информацию во внутренней сети, вынужден просить помощи у коллег . Анализ большого объема литературы по интересующему вопросу позволил нам выявить следующие характеристики доступа к информации, необходимые для эффективного образовательного процесса в вузе независимо от его профиля : ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Право и образование 2006. № 4 103 1) физический доступ — наличие технической возможности использовать программное обеспечение и оборудование. ИКТ могут снизить барьеры доступа к информации (сэкономить деньги и время, преодолеть расстояние), сократить информационное неравенство; 2) финансовый доступ — наличие у пользователя экономических возможностей регулярно оплачивать услуги Интернета. В обеспечении доступа к информации первостепенным остается снижение стоимости и облегчение такого доступа для граждан, а также максимальное повышение полезности такой информации; 3) когнитивный доступ — наличие у пользователя необходимых для работы в информационной сети интеллектуальных способностей и образовательной подготовки осуществлять поиск и получение необходимой информации, обработать и применять ее в рамках своей деятельности независимо от возраста, физического состояния, образования, пола и языка. Помимо указанных характеристик для обеспечения доступа к государственной информации необходима и правовая основа. Законодательство, устанавливающее право на д оступ к информации, является краеугольным камнем для достижения транспарентности. К концу 2000 г. 80% европейских стран имели законодательство о доступе к информации. Судьба российских законопроектов о праве на доступ к информации не складывается удачно — до настоящего момента такой закон не принят. Прокомментируем представленные выше характеристики доступа к информации применительно к вузовскому образованию. Физический и финансовый доступ предполагает достаточное для удовлетворения информационных потребностей количество вузовских компьютеров, подключенных к Интернету с круглосуточным бесплатным доступом, а также развитость библиотечной системы. Финская система публичных и вузовских библиотек хорошо организована и основана на обширном использовании ИКТ и информационных сетей. Около 97% библиотечных операций компьютеризированы, 90% муниципальных библиотек обеспечивают доступ к Интернету. Каталоги библиотек полностью автоматизированы. У финских студентов есть возможность свободно записаться в любую библиотеку — городскую, университетскую (у вузов одного города действует единая библиотечная карта), библиотеку органов власти и научных институтов. Концепция министерства образования Финляндии предусматривает создание гибридных библиотек — сетевых библиотек смешанного типа, предлагающих доступ к информации как в физической, так и в виртуальной формах . Сравнение показателей развития библиотечной системы вузов Финляндии и России , которые приведены в табл. 1, явно не в пользу России1. 1 Для сравнения выбраны показатели на примере населения всей Финляндии и лишь Уральского федерального округа, поскольку в целом по России показателей найти не удалось. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2006, № 4 Право и образование 104 Таблица 1 Сравнительные показатели развития библиотечной системы вузов Финляндии и России за 2004 год Показатель развития Финляндия Россия (Уральский федеральный округ) Население, млн. чел. 5,3 12,4 Зарегистрировано читателей 419 313 575 604 Единиц хранения на зарегистрир. читателя 58 55 Автоматизированные рабочие места (АРМ): используемые пользователями используемые персоналом 2 206 1 915 380 844 Текущие расходы, на студента, евро 220 Анализ показателей таблицы позволяет отметить следующее: количество зарегистрированных читателей в России по отношению к населению России примерно в 2 раза меньше; количество единиц хранения на одного студента в России выше за счет того, что Финляндия широко использует электронные (лицензированные!) информационные ресурсы; количество активно используемых АРМ в библиотеках вузов России в 2 раза меньше, чем АРМ, используемых персоналом, тогда как в Финляндии оно примерно одинаково; данные о текущих расходах на обслуживание одного студента в России не публикуются. Особенно показательной является работа библиотеки парламента Финляндии, которая открыта для публики и обслуживает, наряду с членами парламента, исследователей, студентов и правительственные организации. Архивы библиотеки содержат оригиналы документов с 1863 г. Библиотека парламента является национальной исследовательской библиотекой по праву и политологии и активно используется в юридическом образовании страны . В области новых методов д еятельности б иблиотек интерес представляет проект FinELib — Финская электронная библиотека, которая решает, какие информационные ресурсы и базы данных будут выбраны для Nelli-портала (единого библиотечного портала всех вузов). Главная цель данного проекта состоит в поддержке высшего образования и науки Финляндии путем увеличения количества электронной информации, доступной пользователям через сеть; улучшения информационного поиска в сети, развития графического интерфейса. В 2002 г. через проект были приобретены лицензии для 8 200 электронных журналов и 10 словарей . Главные участники FinELib — FinELib консорциум, министерство образования, национальные программы, международные консорциумы библиотек, издатели и поставщики информа ии, ИКТ-компании. В консорциум входят универсиПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Право и образование 2006. № 4 105 теты, научно-исследовательские институты и региональные библиотеки, в целом 102 организации. Главная услуга, которой FinELib обеспечивает консорциум, — лицензирование и поставка электронных ресурсов в Интернет по всей стране. Пользователи могут получить доступ к ресурсам 24 часа в сутки 7 дней в неделю с каждого ПК, соединенного с сетью организации. Одна третья часть затрат осуществляется централизованно министерством образования, а две третьих — за счет средств университетов. Университеты получают единую денежную субсидию, которая включена в ежегодный бюджет Национальной библиотеки. 80% данной субсидии используется для покупки лицензий на электронные ресурсы. Электронные материалы делятся на две группы: общие (мультидисциплинарные) и материалы специальных научных областей. Университеты финансируют 20% от суммы общих материалов и 50% — материалов специальных научных областей. Примером может служить подписка юридических факультетов на информационную базу West Law, содержащую электронные версии правовых актов и сотен издаваемых по всему миру журналов по праву, политологии и государственному управлению. Каждый студент XXI века должен получить подготовку в умении пользоваться информационными ресурсами и библиотекой, а также приобрести навыки авторской разработки своих программ в условиях электронной среды . Когнитивный элемент доступа к информации в финских вузах формируется под влиянием следующих проектов повышения общеобразовательной и научной культуры в условиях глобализации: 1) все финские студенты должны знать оба национальных языка (финский и шведский) и, как минимум, владеть одним иностранным. Языковые центры университетов предлагают различные формы изучения языка и языковой практики. Министерство дополнительно финансирует вузы для разработки их программ на английском языке; 2) в учебную программу студентов-юристов входит курс «Электронные информационные ресурсы», помогающий развить навыки поиска и обработки информационных источников, в том числе юридических баз данных; 3) в учебные программы студентов-юристов, претендующих на послевузовские степени лицензиата или доктора, входит дисциплина «Академическое письмо», в ходе изучения которой вырабатываются навыки научного стиля. Для количественного соотнесения физических, финансовых и когнитивных характеристик доступа к информации по различным странам исчисляются индикаторы информационного общества . Некоторые из них приведены в табл. 21. 1 Данные за 2004 г. — Nordic Information Society Statistics 2005. Nordic Council of Ministers. Copenhagen. 2005. Данные за 2005 г. — . e Center for Public Integrity. Washington. 2005, а также Фонд «Общественное мнение» www.fom.ru/projects/23.htm. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2006, № 4 Право и образование 106 Таблица 2 Количественные индикаторы доступа к информации в Финляндии и России Индикатор информационного общества Финляндия Россия Количество стационарных абонентских линий на 1000 жителей 456 243 Количество ежедневных пользователей Интернета, % 46 6 Количество регулярных пользователей Интернета (минимум один раз в неделю), % 63 12,9 Анализ данных, отраженных в таблице, позволяет отметить следующее: количество стационарных линий в России почти в 2 раза меньше, чем в Финляндии; количество ежедневных пользователей Интернета в России в 8 раз меньше, чем в Финляндии, а регулярных — в 5 раз меньше. Таким образом, имеет место существенное расхождение между Россией и Финляндией по основным показателям информационного общества и, к сожалению, не в пользу России. Как было указано выше, немаловажную роль в вопросах доступа к государственной информации играет законодательство. Финляндия имеет давние традиции в области законодательной базы о свободе доступа к информации. Являясь частью Шведского королевства, она применяла шведский закон 1766 г. о доступе к публичной информации (один из первых в мире). Тот факт, что принцип общественного доступа к официальным документам продержался столь долго, важен для понимания существующей ситуации в Финляндии — юридической, политической и культурной. Каждый служащий органов власти знает основные требования об информационной открытости. Финское законодательство о доступе применяется к любому органу власти, а также к юридическим и физическим лицам, осуществляющим функции публичной власти . Государственная администрация, без сомнения, является наиболее активным «сборщиком» и производителем информации. Каждый день в правительственных реестрах собирается огромное количество данных, которые затем используются для обучения и проведения исследований — правовые акты, протоколы собраний, судебные решения, статистические сборники, результаты проектов, официальные отчеты. Эта информация необходима студентам-юристам для развития правового мышления и профессионального кругозора. Предоставление правительственной информации населению удовлетворяет следующим принципам : 1) неограниченности административными барьерами, географией или платежеспособностью пользователя; 2) правительство несет ответственность за сбор и распространение информации; 3) правительственная информация распространяется в форме, которая обеспечивает ее полноценность д