«другие» лики исключения из «цифрового

on

Теренли Н. «Другие» лики исключения из «цифрового пространства»: дискриминация женщин при допуске к ИКТ в свободном обществе. Tцrenli N. The Other Faces of Digital Exclusion: ICT Gender Divides in the Broader Community // European Journal of Communication. 2006. December. Vol. 21, №4. Р. 435-455. Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровые технологии, «цифровое неравенство», информационно-коммуникационная грамотность женщин. В статье рассматривается проблема расширения разрыва между богатыми и бедными при допуске к цифровым технологиям. В основу работы положен анализ официальных статистических данных за 2004 г. в Турции. Цель работы: изучение проблем и перспектив повышения уровня информационной грамотности женщин из социально ущемленных слоев общества. Автор отмечает, что в настоящее время Турция обладает богатыми ресурсами ИКТ, однако не умеет извлечь из них выгоду, поэтому в стране существуют такие серьезные проблемы, как высокий уровень безработицы, неравное распределение доходов, низкий уровень образования, неадекватные общественные организации, высокий уровень «цифрового неравенства», а также проблема дискриминации женщин при допуске к ИКТ. Автор отмечает, что существуют две основных причины половой дифференциации при допуске населения к ИКТ: 1) «социальная пропасть»; 2) «демократическая пропасть». Наличие в стране «социальной пропасти» приводит к появлению пропасти между информационно богатыми и информационно бедными слоями населения; наличие «демократической пропасти», приводит к расширению разрыва между теми, кто имеет возможность пользоваться Интернетом как инструментом коммуникации, информатизации и дистанционного обучения, и теми, кто лишен таких возможностей. Анализ официальных статистических данных за 2004 г. показывает, что в Турции материальные, духовные и образовательные выгоды из Интернета извлекает только «привилегированное» меньшинство населения, что приводит к образованию новых моделей социальной изоляции маргинализированного большинства. Сопоставительный анализ показывает, что женщины, имеющие доступ к Интернету, в среднем, несколько активнее, чем мужчины, используют глобальную сеть в целях получения общего образования. Платное образование по Интернету получают 37% пользователей-женщин и 31% пользователей-мужчин. Доступ к компьютеру имеют: 1) 0,35% женщин и 2,59% мужчин, грамотных, но не имеющих формального образования; 2) 0,74% женщин и 3,71% мужчин, окончивших начальную школу; 3) 15,89% женщин и 29,16% мужчин, имеющих среднее и среднее профессиональное образование; 4) 27,36% женщин и 45,65% мужчин, имеющих высшее образование; 5) 67,07% женщин и 71,36% мужчин, окончивших университет и получивших степень магистра или доктора наук. Доступ к Интернету имеют: в первой группе — 0,24% женщин и 2,01% мужчин; во второй — 0,37% женщин и 2,29% мужчин; в третьей — 9,49% женщин и 22,51% мужчин; в четвертой — 19,32% женщин и 37,68% мужчин; в пятой — 57,96% женщин и 61,42% мужчин. При этом автор отмечает наличие тесной связи между уровнем семейного дохода и доступом членов семьи к Интернету, а также между доступом к ИКТ мужчин и женщин из семей со средним годовым доходом 250-500 млн турецкий лир в год (т.е. группы, стоящей на предпоследнем месте по уровню официальных доходов). В настоящее время женские правозащитные организации в Турции активно используют Интернет как инструмент дистанционного обучения женщин, в частности, повышения уровня их юридической грамотности (см.: www.kadinininsanhaklari.org.tr; www.kadinkurultayi.org.tr; www.yg21.org.tr; www.kadinplatformu.orgtr; www.kadinininsiytifleri.org.tr; www.morcati.org.tr; www.cadisupurgesi.org.tr; www.turkhukuksitesi.com; listweb.bilkent.edu.tr.kadin. DGSPW (Директорат по делам статуса и проблем женщин), университеты и женские институты разрабатывают и выпускают программы повышения уровня информационно-коммуникационной грамотности женщин, проживающих в гетто и сельских районах. Однако, по словам автора, в стране существуют противники массового допуска женщин к Интернету. Автор приходит к выводу, что, несмотря на быстрое экономическое развитие Турции, у правительства страны отсутствует понимание необходимости повышения уровня информационно-коммуникационной грамотности широких масс населения. По мнению автора, только привлечение социально ущемленных слоев населения к пользованию цифровыми технологиями способствует быстрому социальному подъему страны в условиях интенсивного развития международного информационного сотрудничества. Автор отмечает необходимость проведения дальнейших теоретических и продленных эмпирических исследований в данной области с целью разработки и широкого распространения массовых программ дистанционного обучения.