Система компьютерного тестирования

on

Очевидно, что любая полноценная система компьютерного тестирования (СКТ) должна опираться на некую теоретическую модель. Теоретической базой СКТ АЛЬФА служит принципиально новая модель тестирования, подробно описанная в работах . Программные средства Система компьютерного тестирования содержит полный набор программных средств, необходимых для подготовки и проведения сессий компьютерного тестирования: 1. Редактор баз тестовых заданий; 2. Web-приложение для проведения сессий тестирования; 3. Модуль обработки данных сессий тестирования. Редактор баз тестовых заданий. Редактор имеет удобный пользовательский интерфейс и позволяет создавать новые и модифицировать имеющиеся базы тестовых заданий (БТЗ). Имеются готовые шаблоны форм ввода заданий закрытого, открытого типа, на установление соответствия и упорядочение. Интерфейс редактора показан на рис. 1: слева видна древовидная структура редактируемой БТЗ, а в правой части окна находится поле редактирования, которое выполняется средствами текстового процессора MS Word, возможности которого хорошо знакомы большинству пользователей. Имеются готовые шаблоны для создания заданий закрытого и открытого типа, на установление соответствия и на упорядочение. Возможно изменение структуры БТЗ, добавление новых блоков и новых тестовых заданий. Web-приложение для проведения сессий тестирования. Web-приложение предназначено для проведения сессий тестирования в режиме online и содержит следующие компоненты: — модуль аутентификации; — генератор индивидуальных тестов; — модуль приема-передачи и преобразования данных в ходе сессии компьютерного тестирования; — модуль вывода итоговых данных сессии тестирования. Пользовательский интерфейс программы тестирования копирует иными программными средствами удобный, дружелюбный, не утомляющий и не раздражающий пользователя интерфейс модуля testexam, который используется в технологиях Интернет-экзамена ФЭПО и в процедуре аккредитационного тестирования. Модуль обработки данных сессии тестирования. Обработка данных сессии тестирования позволяет оценить трудность, вероятность и среднее время правильного решения каждого тестового задания. Результаты обработки сохраняются в спецификации базы тестовых заданий и дают возможность объективно оценить необходимое время тестирования, а также сделать обоснованное заключение о необходимости изменения структуры и содержания базы тестовых заданий или сценария и режима тестирования. Назначение и структура используемых баз Одной из важнейших составных частей любой системы компьютерного тестирования являются базы служебных данных, базы тестовых заданий и другие вспомогательные базы. База служебных данных содержит сведения о контингенте испытуемых (как правило, ФИО и номер зачетной книжки), необходимые для проведения процедуры аутентификации. База тестовых заданий, содержащая тестовые задания по данной дисциплине, разбивается на блоки, в пределах которых задания объединяются по тематическому признаку и должны иметь хотя бы примерно одинаковую трудность. Последнее условие необходимо для формирования индивидуальных тестов одинаковой трудности, что ставит всех испытуемых в равные условия. В базе индивидуальных тестов и данных тестирования хранятся ссылки на тексты тестовых заданий, включенных в индивидуальный тест испытуемого. Здесь хранятся также итоговые данные сессии тестирования, которые по специальному запросу передаются затем в модуль обработки данных. Особо следует подчеркнуть, что в отличие от других систем компьютерного тестирования в СКТ АЛЬФА итоговые данные сессий тестирования включают не только правильность, но и время выполнения тестовых заданий каждым испытуемым. Описание процедуры тестирования После прохождения испытуемым процедуры аутентификации, генератор индивидуальных тестов формирует тест и сохраняет сведения о нем во временной базе индивидуальных тестов. Модуль приема-передачи и обработки данных предоставляет испытуемому интерфейс прохождения тестирования и сохраняет все сведения о процессе тестирования. Связь с Web-приложением может осуществляться с помощью Internet Explorer или любого другого браузера. После завершения сессии тестирования модуль вывода данных формирует три файла, предназначенных для передачи в модуль обработки данных сессий тестирования. Схема обмена данными между компонентами комплекса компьютерного тестирования и испытуемыми показана на рис. 3. О перспективах применения СКТ для контроля качества образования в вузе В связи с последними решениями руководства Рособрнадзора результаты аккредитационного тестирования студентов оказывают решающее влияние на итоги аттестации и аккредитации вузов. С учетом этого должна возрасти и роль компьютерного тестирования как одной из наиболее действенных и объективных форм контроля знаний студентов, а также контроля качества образования в целом. Созданная в отделе контроля качества образования ПИ ЮФУ система компьютерного тестирования позволяет использовать единые технологии для входного, промежуточного и итогового контроля знаний. Как показывает опыт, при внедрении системы в практику вуза наибольшие трудности представляет организация работы по созданию баз тестовых заданий, однако эти трудности вполне преодолимы, а затраты на создание баз окупаются с лихвой. , , Новая математическая модель тестирования // Наука и образование. 2005. № 3. С. 221. Новое направление в теории тестирования // Изв. ЮФУ. Педагогические науки. 2008. № 1-2. С. 24. , , О принципиально новом направлении в теории тестирования // Грани познания: электронный журн. ВГПУ. 2009. №4(5). http: // www.grani.vspu.ru О возможности создания единой системы компьютерного тестирования в России // Вестн. Марийского гос. ун-та. 2010. № 5. С. 164. , Структура современного комплекса компьютерного тестирования // Сб. тр. НПК ИТО 2009. Ростов-на-Дону, 29 — 30 октября 2009 г. Ростов н/Д., 2009. С. 113. , , Модуль обработки данных в системе компьютерного тестирования // Сб. тр. Там же. 2009. С. 113 — 114.